Назад

30.10.2019 Трехгорный. Тренинг для медицинских работников

30 октября 2019 г.

30 октября 2019 года состоялся тренинг для медицинских работников г. Трехгорный в рамках проекта «Право на здоровье. Основы бесконфликтного взаимодействия для пациентов и врачей городов ЗАТО» Всероссийского союза пациентов, поддержанного Фондом президентских грантов.

В тренинге приняли участие заведующие отделениями, врачи различных подразделений, старшие медицинские сестры, медицинские сестры. Всего 40 чел. 

Ведущая тренинга- координатор проекта по взаимодействию с врачебным сообществом Песнева О.В. – Советник по здравоохранению Всероссийского союза пациентов, член федеральной рабочей группы Комиссии по здравоохранению Общественного Совета Государственной корпорации «Росатом».

Тренер – врач- психолог, автор программ предотвращения эмоционального выгорания медицинских работников А.М. Зотов
Темы тренинга были разделены на 3 основных модуля:

  1. Основы правовой грамотности врача
  2. Пациент-центрированная модель консультирования. Навыки эффективного взаимодействия врача и пациента.
  3. Основы конфликтологии. Профилактика эмоционального выгорания врача.

Одной из проблем, мешающих повышению качества медицинской помощи, сегодня является недостаточная правовая грамотность, как пациентов, так и медицинских работников.

Незнание прав пациентов приводит к тому, что многие граждане не дополучают бесплатную медицинскую помощь в заявленных государством объемах, и пациенты и врачи не всегда верно ориентируются в том, какие услуги и как должны быть предоставлены, что приводит  к возникновению конфликтных ситуаций.

Модуль «Юридические аспекты деятельности врача» включал проработку путем интерактивного общения с врачами следующих тем:

  1. Врач - субъект правовых отношений: права, обязанности и ответственность.
  2. Правила соблюдения юридической безопасности врача и пациента.
  3. Небрежность, халатность, медицинская ошибка, причинение вреда по неосторожности -  понятия и правовые последствия.
  4. Основы "безопасного" ведения медицинских документов.

В ходе обсуждения данной темы внимание врачей было обращено на необходимость знать законы, регламентирующие их профессиональную деятельность, были освещены вопросы существующих нормативных правовых актах в сфере охраны здоровья, умение их интерпретировать, давать оценку неправомерному поведению и предвидеть его юридические последствия, что просто необходимо каждому лечащему врачу.

Модуль «Пациентоориентированная модель консультирования пациента» включала проработку следующих тем:

  1. Структурирование процесса консультирования.
  2. Навыки пациенториентированной модели консультирования.
  3. Основы бесконфликтного взаимодействия с пациентом.

Данный модуль направлен на приобретения врачом таких навыков как:

  • Продемонстрировать индивидуальный подход к каждому пациенту.
  • Составить более полную картину заболевания за короткий срок консультирования пациента.
  • Узнать пациентский взгляд на заболевание и лечение. 
  • Сформировать партнерскую позицию в консультации.
  • Сформировать приверженность пациента к лечению.
  • Уметь нивелировать и разрешать конфликтные ситуации.

Одной из задач современных реформ в системе здравоохранения является замена патерналистской модели взаимодействия медицинского персонала с пациентом на партнерскую.

Врачам было предложено изучить основы одной из популяризируемых сейчас программ, разработанной на основе эффективной методологии, пропагандируемой Международной ассоциацией по общению в медицине. Это научно-обоснованная и структурированная модель общения, так называемая Калгари-Кембриджская модель медицинской консультации. Предложенный вариант модели адаптирован для отечественных медицинских специалистов и их пациентов, а ее возможности для решения многих актуальных проблем сегодняшней клинической практики в России.

В ходе диалога с врачами были освоены пять последовательно сменяющих друг друга этапов предложенной модели эффективного консультирования:

  • Начало консультации
  • Сбор информации
  • Осмотр
  • Разъяснение и Планирование
  • Завершение

На каждом этапе есть задачи, которые необходимо решить, используя определенные навыки. Также есть два непрерывных процесса, идущих от начала до конца консультации. Структурирование и Выстраивание отношений

Тренер – врач–психотерапевт Зотов А.М. в ходе тренинга поделился с коллегами своим опытом по работе с врачебным сообществом, по решению наиболее острых проблем, так называемого, эмоционального выгорания и разрешения конфликтных ситуаций. Были проработаны основы конфликтологии, суть конфликтных ситуаций в практике мед. работника, виды конфликтогенов, типы пациентов и врачей, их вклад в развитие конфликтных ситуаций.

Предоставляемую информацию в ходе тренинга врачи воспринимали внимательно, заинтересованно, хотя и с некоторым скептицизмом, который был обусловлен сформированной в данной среде приверженностью патерналисткой модели взаимоотношения с пациентом. Сотрудники проявили интерес ко всем темам, обсуждаемым на тренинге, что подтвердил их активный обмен мнениями в течении 40 мин после завершения работы.

В результате интерактивной части тренинга, обмена мнениями, активных вопросов к врачам удалось выявить ряд тенденций в настроении врачей, их отношению к пациентам, к руководству.

Врачи обозначили свою потребность в более глубоком изучении юридических аспектов своей деятельности; систематическое углубленное изучение основ конфликтологии. Несмотря на демонстрируемое отрицание наличия эмоционального выгорания, мед. работники проявили интерес к существующим практикам профилактики этого синдрома.
Выражаем благодарность руководству ГФГБУЗ МСЧ №72 г.Трехгорный ФМБА России за оказанное содействие в проведении тренинга.