14.11.2018 Таганрог. Подведение итогов работы проекта

Проект завершился, но работа продолжается

Подошла к завершению работа над проектом «Создание модели социального партнерства для социализации школьников с ментальными нарушениями» с использованием гранта Президента Российской Федерации на развитие гражданского общества, предоставленного Фондом президентских грантов.

Начали работу над проектом с 1 декабря 2017 года РРООИ «Возрождение» в партнерстве с Таганрогским благочинием, специальной школой № 19, в которой обучаются школьники с ментальными нарушениями. Но в процессе работы оказалось, что проект настолько живой и востребованный, что в его реализацию как партнеры включились социальные учреждения и другие общественные организации, объединяющие детей-инвалидов.

Перед партнерами были поставлены следующие задачи:

№1: Описать модель социального партнерства для социализации школьников с ментальными нарушениями.

 №2: Организовать апробацию части модели социального партнерства, касающейся трудовой реабилитации школьников с ментальными нарушениями в форме трудовой практики в приходах Таганрогского благочиния.

 №3: Организовать апробацию части модели социального партнерства, касающейся социальной реабилитации школьников с ментальными нарушениями через общение с различными социальными группами.

№4: Распространить информацию о практике социального партнерства для социализации школьников с ментальными нарушениями.

Модель социального партнерства создаваласьс помощью форм для получения обратной связи от педагогов специальной школы № 19, от настоятелей прихода, от добровольцев. Она отражает реальную картину возможной трудовой занятости школьников с ментальными нарушениями. Как возможный инструмент для помощи другим регионам модель размещена на интернет-страницах партнерских организаций.

Апробация социального партнерства по трудовой реабилитации школьников успешно реализовывалась поэтапно на протяжении всего проекта. В течение учебного года школьники выезжали в приходы Таганрогского благочиния для неквалифицированных работ по уборке территории, чистке подсвечников, помощи в строительстве храма и кельи старца Павла, проходили практику в столярных мастерских, в мастерской фотохудожника, приняли участие в празднике древонасаждения.

Трудовая практика школьников имела огромный резонанс в городе и по итогам полугодия работы по проекту комиссия по трудоустройству инвалидов при администрации города заслушала доклад руководителя проекта и приняла к исполнению предложения по трудоустройству школьников с ментальными нарушениями через Центр занятости населения на летний период.

Шесть ребят с ментальными нарушениями были устроены на работу на июнь месяц. Этот факт показал, что дети с ментальными нарушениями могут быть полезны обществу на неквалифицированных работах. При этом подростки получали не только материальное, но и глубокое моральное удовлетворение.

Члены партнерской общественной организации детей инвалидов «Мы есть», которые активно включились в мероприятия, которые были созвучны целям их организации по социализации детей-инвалидов, активно принимали участие в мероприятиях по трудовой реабилитации.

Подростки работали в православном приходе на расчистке территории, и в конце трудового периода всем была выплачена заработная плата. Этот опыт был настолько полезен всем, что по окончании проектного периода было решено в 2019 году, не смотря на то, что новый проект не был поддержан, продолжать работу по трудоустройству.

Очень много мероприятий было организовано своими силами. И самое чудесное - бал для школьников с ментальными нарушениями, подготовка к которому началась в феврале месяце. Для организации мероприятия как партнеры, которые внесли свой вклад услугами, были привлечены Управление социальной защиты населения, администрация города, Управление культуры, литературный музей, Таганрогское благочиние, добровольцы – преподаватели бальных танцев, механический колледж – факультет парикмахерского искусства, салон модной стрижки «Цирюльня», салон свадебных букетов, салон авторского свадебного платья Людмилы Кузовкиной, местное отделение партии «Единая Россия» и депутат Государственной Думы.

В течении четырех месяцев были отобраны из 60 школьников с ментальными нарушениями 28 человек, которые обучались бальным танцам 3 раза в неделю. Широко рассказали о мероприятии местные СМИ. Руководитель проекта была награждена Благодарственным письмом депутата Государственной Думы и Благодарственным письмом от педагогического коллектива коррекционной школы № 19. Участники бала – дети с ментальными нарушениями школы № 19, школы № 28, детского дома № 7, общественной организации «Мы есть». Мероприятие – единственное в Ростовской области. Хотелось бы сделать его традиционным.

Не прекращалась работа со школьниками и в летний период. Спортивные мероприятия проводились в дни школьных каникул под руководством добровольцев. Выступления школьников с ментальными нарушениями перед прихожанами проводились вне плана в дни школьных каникул.

По итогам проекта был проведен круглый стол, на котором присутствовали представители администрации города, священнослужители, партнерские общественные организации, представители министерства социального развития Ростовской области, учительский состав школы № 19 г Таганрога, а также школ Неклиновского и Матвеево-Курганского районов, представители Центров занятости населения г. Таганрога и Неклиновского района, руководитель Управления социальной защиты г. Таганрога, на котором было решено что по окончании грантовой программы школьники с ментальными нарушениями при поддержке настоятелей храма, учительского состава школы и добровольцев по прежнему будут проходить трудовую практику в приходах, выполняя простейшие работы, оказывая помощь приходам и продолжая собственную социализацию, кроме того было решено проводить профилактическую работу с родителями , так как оказалось, что не все родители морально готовы к переменам в жизни детей.

Социальная реабилитация школьников значительно расширена за счет внеплановых мероприятий – помимо фестиваля для инвалидов «Весенняя капель»,с привлечением нескольких организаций –партнеров, школьники приняли участие в мероприятии «День добра», в паломнических поездках, при совместном  мероприятии с детьми из воскресных школ выступали перед прихожанами в православные праздники, приняли участие в  трех новогодних праздниках , в концерте ко Дню защитника Отечества, в развлекательно-познавательном мероприятии, партнерами которого стала общественная организация «Мы есть».

Продолжая работу в рамках грантовой программы, школьники с ментальными нарушениями посетили профориентационное мероприятие в Интерактивном образовательном городе профессий для детей «КидБург» при поддержке добровольцев РРООИ «Возрождение», приняли участие в благотворительном концерте в доме-интернате для престарелых, приняли участие в концерте ко Дню пожилого человека в городском мероприятии. Все мероприятия, направленные на социализацию школьников с ментальными нарушениями помогли школьникам в развитии собственного чувства полезности, причастия к жизни города, предоставив им возможность уже сейчас найти место работы при помощи центра занятости, прихожан и настоятелей храмов, приняв участие в ярмарке вакансий.

Распространение информации о практике социального партнерства решалось по ходу реализации проекта. В распространении информации большую помощь оказали городские СМИ, пять раз были сняты сюжеты о мероприятиях. Таганрогское благочиние, как партнер по проекту, размещало на страницах своего печатного издания информацию о совместных мероприятиях по трудовой реабилитации школьников с ментальными нарушениями. Важную составляющую информационного поля играла администрация города, приглашая на заседания различных комиссий и круглых столов, связанных с жизнь инвалида в городской среде, руководителя проекта для  презентаций. Проект как действующий был выдвинут на Конкурс социальных лидерских волонтерских проектов, который проводит Благотворительный фонд «Под флагом добра». Проект как действующий стал призером конкурса "Воля и великодушие". Руководитель проекта была награждена Благодарственным письмом Депутата Законодательного Собрания РФ, Благодарственным письмом Интерактивного образовательного  города профессий для детей «КидБург», Благодарственным письмом Дома – интерната для престарелых, сертификатами.

Аналитический отчет

Сугоняева А.В.